Saturday, March 23, 2013

«Бал-маскарад» Джузеппе Верди.

РИА-Новости присоединилось к интересному проекту «Вживую из Мет»: прямые трансляции постановок из Нью-Йоркского Метрополитен Опера. Это позволило нам насладиться прекрасной оперой Джузеппе Верди «Бал-маскарад» в постановке Дэвида Олдена (David Alden). Справедливости ради следует отметить, что мы смотрели не прямую трансляцию, а её запись — прямая трансляция неудобна из-за разницы во времени. Сюжет этой оперы, впервые представленной публике в Риме в 1859 году, основан на реальных событиях, связанных с убийством в 1792 году шведского короля Густава III. Правда, будучи ограниченным цензурой, Верди перевернул с ног на голову реальную историю, практически полностью исключив из неё политику и добавив любовный треугольник: в общем-то, от реальности там остались только имена: Густав — король и Анкарстрём — его убийца.

Но от оперы сложно требовать исторической достоверности и я не буду этого делать. Само представление было великолепно: сильные голоса, минималистичные декорации, прекрасная игра и артистов первого плана, и массовки, сжали время — без малого четыре часа пролетели незаметно. Марчело Альварез в роли Густава был великолепен, Дмитрий Хворостовский, исполнивший партию Анкарстрёма — неподражаем. Форма «прямой» трансляции предполагает, что мы видим всё то же, что и зрители в зале — без купюр и вставок, и антракты тоже пережидаем вместе с нью-йоркскими театралами. Однако в отличие от них, во время антракта у нас не было необходимости стоять в очереди к буфету: можно было остаться на месте и заглянуть за кулисы, послушать интервью с актёрами и дирижёром, понаблюдать за репетицией другого спектакля в одном из репетиционных залов. И это, скажу я вам, не менее интересно, чем само представление.

За кулисами Метрополитен опера обратил внимание на спартанскую простоту интерьеров: узкие коридоры с трафаретными надписями и указателями, ничем не скрытые трубы и провода, фанерные стены в репетиционном зале — как будто взяли обычное офисное здание и всё, что можно отнести к «украшательству» перенесли в одну его часть — в ту, где находятся зрители, оставив «закулисью» кирпичные стены, масляную краску и голые лампочки. Возможно, это общая черта всех театров — по крайней мере, в Венской опере тоже примерно так.

Интересно, что в зрительном зале нет центральной ложи — помещения, исторически отводимого для короля, генерального секретаря, пожизненного «президента» и прочих отцов нации, которые хотят от этой нации отгородится, опасаясь Анкарстрёмов. Видимо, в Штатах в таком помещении просто не было необходимости.

2 comments:

  1. Не думала, что получу такое сильное и эстетическое удовольствие всего лишь от записи оперы. Остается только гадать, какие бы я испытала эмоции от прослушивания живьем?! В голове крутился диалог из к/ф "Красотка": - Милочка, вам понравилось? -Я чуть не описалась!-Что? - Она, говорит, что ей понравилось больше, чем "Летучая мышь!" :-))))Замечу, что до этого оперу я слушала живьем 5 раз и ни одна такого восторга не оставила, включая "Сивильского цирюльника" в Венской Опере.

    ReplyDelete
  2. "Севильский цирюльник" конечно, простите грамотейку :-)

    ReplyDelete