Thursday, May 17, 2012

Лекция «Декорация православного храма: средневековый космос»

Почти во всех путешествиях (см. другие записи) доводится бывать в разной древности культовых сооружениях. В основном, понятное дело, в православных.
То, что росписи и иконостасы подчиняются каким-то правилам я, конечно, знал. Но вот что это за правила, и как вообще устроены здания — не знал и, признаться, особо не интересовался.


Но вот предоставилась возможность заполнить этот пробел — друг сообщил о том, что в «Читалке» пройдёт лекция на эту тему.
фото с http://theoryandpractice.ru
Читала Юлия Бузыкина — искусствовед, сотрудник Музея Московского Кремля.
фото с http://theoryandpractice.ru
Юлия рассказала об устройстве наиболее распространённого типа православного храма — крестово-купольном храме и на его примере — о правилах, которым следовали живописцы, украшавшие такие храмы.

Конспект лекции:
Принципиальное отличие оформления православного (русского, греческого, грузинского, болгарского) храма от оформления храма католического в том, что если в католическом храме изображения — что-то вроде «диафильма», который нужно последовательно (от входа — к алтарю) просматривать и который часто несёт в себе какие-то дидактические послания, оформление православного храма предназначено для того,чтобы находящийся в нём человек видел себя внутри этих изображений, сразу как бы оказывался на своём месте среди евангельских персонажей, святых, мучеников и т.п. При этом никакого последовательного изображения событий, никакой попытки чему-то научить, или воспитать, в росписи православного храма нет — у неё просто другая функция.
Собственно, цель всей системы оформления храма — утверждение догмата о боговоплощении.

Расписывать храмы стали ещё катакомбники, позже, в VII—VIII веках в Византии был период иконоборчества. Храмы украшали и тогда, просто людей не писали. Исключительно велика в возврате традиции изображения евангельских персонажей роль Иоанна Дамаскина (675 год, настоящее имя — Мансур ибн Серджун Ат-Таглиби). Сейчас верующие оправдывают свои действия, очень похожие на идолопоклонство, с помощью аргументов, придуманных ещё в VII веке. Вкратце суть в том, что образ — что-то вроде тени первообраза и молящийся перед образом человек молится самому первообразу. Правильно сделанный образ — магический двойник первообраза; изображение священного персонажа достойно почитания; каждый образ имеет своё место в иерархии образов. Молодец Мансур. И византийцы тоже молодцы…

Ну, а если система образов воспроизводит мироустройство, как его видят верующие, то и место каждого образа в росписи зависит от его важности. Самое «престижное» место — купол, самое «простое» — нижняя часть западной стены. Вообще, по горизонтали храм можно разделить на три части: алтарь с апсидами (такие полукруглые в плане элементы в алтаре), наос — серединку и нартекс — западную часть — там, где вход, а по вертикали — на купол, часть ниже купола, ещё ниже и самый низ стен. При этом персонажи по убыванию важности распределяются сверху вниз, с востока на запад.
На куполе практически всегда изображают Христа, в конхах апсид («полукуполы») обычно пишут ангелов (в боковых апсидах), иногда — Христа, например, если в храме нет купола, в дьяконнике — южной апсиде — часто пишут то, что было до Рождества, в жертвеннике, как правило, изображают Иоанна Предтечу, в северной апсиде часто можно увидеть ветхозаветные сюжеты (но воспринимать их следует как отсылки к сюжетам из Евангелий); ниже изображают евангельских персонажей, ещё ниже — святых. На западной стене часто изображают успение Богородицы, на восточной — благовещение. При этом часто художники старались разместить логически связанные сюжеты (успение — рождество и т.п.) так, чтобы их можно было видеть одновременно, стоя в определённой точке. Вообще, на стенах можно увидеть людей — святых, врачей-бессеребряников, мучеников, святых жён. На столпах и арках часто писали царствующих персонажей: Константина и Елену и т.п. Самую нижнюю часть украшают просто орнаментом, изображением драпировок и т.п. её метафора — оправа драгоценности (т.е., того, что выше).
В нартексе могли написать даже заказчика росписи храма — это совсем «простое» место. Могли изобразить что-нибудь обучающе-просветительское — например, родословие Христа.

В любом православном храме обязательно есть: Иоанн Златоуст (особые приметы — отсутствие бороды, или короткая борода, большие глаза, измождённый вид), Иоанн Богослов (борода лопатой, высокий лоб), Василий Великий (тёмная борода, густые брови).

Об иконостасе Юлия рассказала очень кратко. Суть в том, что иконостас может заменить роспись — поэтому есть храмы вовсе без росписи, но с иконостасом. Места там тоже распределены по важности. Интересно, что иконостас — русское изобретение.

No comments:

Post a Comment